Центробежный вентилятор CIMME GFJ: последствия замены колеса
Наш «пациент» — CIMME GFJ. Это центробежный вентилятор стеклоформующей машины итальянского производства. После 10 лет интенсивной работы была проведена замена старого рабочего колеса на новое. Несмотря на своевременное обслуживание, балансировку и сервис, колесо в условия стеклообрабатывающего производства постоянно подвергалось влиянию загрязнений и почти выработало свой ресурс. На сегодняшний день его очистили от стекольной пыли, восстановили и оставили про запас.
После установки и ввода в эксплуатацию нового колеса мастер цеха самостоятельно замерил уровень виброскорости. Показатель был равен 13 мм/с.
Смотрим данные ГОСТ
Как видно по таблице, 13 мм/с существенно больше предельно допустимого уровня и, если не провести точную балансировку вентилятора, есть риск быстрой поломки оборудования.
Замеры уровня вибрации должны проводиться на производствах в плановом порядке. И тем более они необходимы после ремонта, замены частей оборудования, монтажа ротора вентилятора, проведения пусконаладочных работ. Мы рекомендуем использовать виброметр GM63B. Это самый недорогой и простой в использовании прибор с точными результатами диагностики. Виброметр GM63B не заменит специалистов — не укажет на причины дисбаланса и не устранит вибрации, но точно поможет понять, когда нужна помощь профессионалов.
Своевременная балансировка позволит продлить срок эксплуатации, избежать аварийных простоев производства, существенно снизить экономические потери предприятия
Закажите выезд и диагностику от наших специалистов по вашему оборудованию
Что нужно для диагностики и балансировки вентилятора
С заводом-заказчиком у нас заключен рамочный договор, поэтому для организации выезда согласования не потребовались. Уже через 3 часа после звонка мы были на производстве — вместе со стандартным набором для выездной балансировки вентилятора:
- Виброанализатор SKF Microlog CMXA.
- Набор грузов для колес всех видов (стальных, нержавеющих, пластиковых).
- Длинные кабели для больших вентиляторов.
- СИЗ для работы в любых условиях.
- Секретные компоненты.
Диагностика: выявление причин вибрации вентилятора
Есть много причин, по которым может вибрировать вентилятор. Некоторые из них можно увидеть в таблице ниже.
Ощутимая рукой вибрация | Рост температуры | Шум | Рост потребляемого тока | |
---|---|---|---|---|
Нарушение параметров балансировки |
Да |
Незначительно |
Низкочастотный |
Незначительно |
Износ подшипников |
Редко |
Незначительно |
Высокочастотный |
Незначительно |
Разрушение подшипников, посадочных поверхностей |
Да |
Да |
Да |
Да |
Дефекты электрической природы |
Да |
Да |
Да |
Да |
Повреждение основания, рамы |
Да |
Нет |
Низкочастотный |
Незначительно |
Но самая частая — нарушение балансировки. Поэтому первое, что мы делаем — собираем данные о вибрации при помощи высокоточных специальных приборов:
- Виброакселерометры — датчики вибрации. Фиксируются на роторном оборудовании, снимают данные о вибрации и передают сигналы на анализатор.
- Виброанализатор — ведет запись полученной информации, обрабатывает сигналы, формирует график спектра.
Этот метод носит название «вибродиагностика». Это один из основных видов неразрушающего контроля, используемый для определения причин повышенной вибрации оборудования. В данном случае — центробежного вентилятора CIMME GFJ.
Виброакселерометр, установленный на подшипниковую опору
Виброанализатор SKF Microlog
Замеры выполняются в строго определенных точках согласно требованию ГОСТ. Полученные данные анализируются. Один из основных инструментов — анализ СПЕКТРА вибросигнала. Спектральный анализ позволяет определить, на каких частотах вибрация вносит основной вклад в общий уровень и с какими дефектами она связана.
Примеры спектров:
Спектр 1. Вентилятора с нарушением балансировки. Доминирует пик на
Спектр 2. Вентилятора с поврежденными подшипниками. На спектре доминирует гармоники оборотной частоты — признак значительного износа, увеличенного зазора в подшипниковом узле.
Результаты нашей диагностики демонстрируют классическую картину со спектра 1. Это значит, что причиной повышенной вибрации является дисбаланс, хоть колесо новое и с заводскими грузами.
В каких регионах оказываем услугу
Закажите услугу в Вашем регионе. Напишите нам — мы оперативно проконсультируем и рассчитаем стоимость работ.
Балансировка: устранение вибрации вентилятора
Готовим измерительную систему и вентилятор к балансировке. Балансировка лопастей вентилятора похожа на то, что делают на шиномонтаже с автомобилями, но есть важная особенность!
Наш прибор для балансировки, хоть и стоит как несколько хороших станков, но изначально ничего «не знает» об этом конкретном роторе — рабочем колесе, лопастях, раме, опорах и т.д. И прежде, чем он сможет рассчитать требуемые для балансировки грузы, его нужно настроить для работы с конкретным вентилятором.
Алгоритм балансировки вентилятора:
- Останавливаем вентилятор, защищаемся от случайного запуска.
- Проверяем колесо на предмет загрязнений. В этом случае их нет — колесо новое.
- На видимый участок вала крепим метку для отметчика фазы — размечаем рабочее колесо по углам.
- Делаем
1-й пуск вентилятора и на каждой из подшипниковых опор получаем по 2 величины — амплитуду на частоте вращения колеса и фазу от тахометра. - Останавливаем вентилятор.
- Устанавливаем пробный груз — груз известной массы в нулевую точку. Его задача — изменить амплитуды и фазы, чтобы мы могли определить связь между вибрацией и установленной в известной координате массой. Это самый тонкий и опасный момент, ведь если мы ошибемся и используем слишком большой груз, то вибрация после запуска может оказаться опасной, а маленький груз не даст достоверных данных для расчета.
- Запускаем вентилятор и замеряем параметры вибрации.
- При необходимости переставляем груз на вторую плоскость или меняем его вес.
- Рассчитываем необходимые для устранения дисбаланса грузы — согласно данным с прибора или после расчета в специальных программах.
- Крепим грузы на рабочее колесо подходящим способом: на болты, сваркой, удалением металла и т.д.
- Запускаем и проводим проверку балансировки вентилятора, при необходимости делаем еще одну итерацию.
Пример. Векторная диаграмма процесса балансировки.
IR — начальная точка, где радиус-амплитуда
TRA1 — точка с пробным грузом, в этом случае мы немного уменьшили вибрацию и изменил угол на 80 градусов.
CR1 — точка с установленной корректирующей массой.
Пример. Изменение вибрации в процессе балансировки. На переднем плане спектр до балансировки, а на заднем, практически незаметный, после.
Документы и отчеты
Работа на объекте завершена, и мы возвращаемся в офис. Следующий важный этап — подготовка отчета. В нем перечислены все наши действия, приложены результаты измерений вибрации с аналитикой, даны персональные рекомендации.
Готовый отчет отправляем клиенту. Копия — остается у нас. Перед следующей работой на этом вентиляторе мы обязательно его изучим и учтем прошлый опыт, чтобы сделать работу еще быстрее. Ведь наша скорость и оперативность — это сэкономленные часы простоя, которые могут быть многократно дороже самой балансировки.
Вентилятор без балансировки: риски клиента
А что будет, если не балансировать вентилятор? Ответ кроется в ГОСТ
Каждый выигранный показатель виброскорости увеличивает ресурс подшипников и всего оборудования в целом. Даже внутри зоны допустимых уровней! Так, при уменьшении вибрации с допустимых 6 мм/с до 1 мм/с во многих случаях дает